|
|
|
|
|
Объединение лесных компаний Регионлес из Архангельской области обратилось в Генеральную прокуратуру с просьбой провести проверку исполнения Рослесхозом своих обязанностей в части обеспечения функционирования системы ЕГАИС учета древесины и сделок с ней после вступления в силу требований к оформлению сопроводительных документов на перевозку древесины в электронном виде. Компания просит обязать Рослесхоз в кратчайшие сроки устранить выявленные несоответствия и нарушения (которые перечисляются в письме), а виновных лиц привлечь к установленной законом ответственности. Письмо опубликовано целиком в региональном издании Эхо Севера, его графическая копия приводится в конце данного сообщения. Отметим, что проблемы, возникшие в связи с недостаточной работоспособностью ЕГАИС учета древесины и сделок с ней и ее мобильной версией ЛесЕГАИС.mobile после введения обязательных электронных сопроводительных документов на древесину с 1 января 2022 года - это еще, образно говоря, "цветочки". "Ягодки" впереди - до них остаются всего две недели. С 1 марта вступает в силу приказ Минприроды от 25 августа 2021 года № 590 "Об утверждении состава сведений, включаемых в отчет о ввезенной на склад или вывезенной со склада древесине", значительно расширяющий требования к электронной отчетности об обороте древесины. Фактически этим приказом реализуется так называемый "балансовый" подход к формированию электронных документов, связанных с учетом древесины на складах и ее перемещением: многие параметры должны будут формироваться в ЕГАИС автоматически, и при ошибках или при несовпадении чего-нибудь с чем-нибудь сформировать нужные документы, скорее всего, будет невозможно. Кроме того, если склад древесины заблаговременно не прошел инвентаризацию в рамках ЕГАИС - может и вовсе не получиться сформировать отчет о балансе древесины, что фактически может привести к остановке производственных процессов. А следующий критический момент в развитии системы электронного буратинооборота наступит 1 января 2023 года, когда действующая ЕГАИС учета древесины и сделок с ней должна прекратить свое существование, и ей на смену должна прийти федеральная государственная информационная система лесного комплекса (ФГИС ЛК). Эта новая система пока не создана, а требования к ней настолько обширны и сложны, что их вряд ли за оставшееся время получится реализовать сколько-нибудь удовлетворительным образом. Так что даже если сейчас критические проблемы в работе ЕГАИС учета древесины и сделок с ней получится решить - скорее всего, с начала следующего года работа российского лесного комплекса столкнется с не меньшим объемом новых проблем. И все это не имеет практически никакого отношения ни к сохранению российских лесов, ни к их рациональному и бережному использованию. Во-первых, заносимые в официальную отчетность и отраслевые информационные системы данные очень условно относятся к реальности. Во-вторых, главный ущерб лесам наносит формально законное, но совершенно бесхозяйственное лесопользование, на которое точность учета вывезенной древесины никак не влияет. То есть смысл всех этих мучений российского леспрома - не в сбережении леса, а в обеспечении работой и зарплатами нескольких тысяч человек, контролирующих оборот древесины и выдумывающих относящиеся к нему законы, правила, программы и т.д. Разумеется, все это ведет еще и к снижению доступности разнообразных лесоматериалов и дров для населения, и к росту цен на них. Приказ Минприроды от 25 августа 2021 года № 590 значительно усугубит ситуацию весной и летом текущего года, и во многих случаях сделает дрова и пиломатериалы низших ценовых групп почти недоступными для небогатого сельского населения. А нехватка дров для многих сельских жителей - это уже буквально вопрос жизни или смерти. |
|
|
|
|