|
|
|
|
|
1 марта 2022 года вступят в силу некоторые новые нормативные правовые акты, относящиеся к лесам, лесному хозяйству и лесопользованию. Некоторые из них вполне безобидны, но некоторые, касающиеся ужесточения контроля за оборотом древесины, могут сразу привести к серьезным проблемам. Также к серьезным проблемам в будущем могут привести "рекреационные" поправки к Лесному кодексу, которые явно ускорят застройку и озаборивание лесов в самых густонаселенных районах страны. Вот что начнет действовать с первого марта: Кроме того, вступают в силу два набора поправок к Лесному кодексу РФ, принятых в 2021 году: "рекреационные" поправки, направленные в том числе на упрощение застройки лесов, внесенные федеральным законом от 2 июля 2021 года № 301-ФЗ: новые статьи 89.1 и 89.2 Лесного кодекса РФ ("Проект лесовосстановления" и "Проект лесоразведения" соответственно), внесенные федеральным законом от 2 июля 2021 года № 303-ФЗ: Приказами Минприроды от 25 августа 2021 года № 589 и № 590 вводится так называемый "балансовый" подход к формированию электронных документов, связанных с учетом древесины на складах и перерабатывающих предприятиях, и за и ее перемещением. Многие параметры должны будут формироваться в ЕГАИС автоматически, и при ошибках или при несовпадении чего-нибудь с чем-нибудь сформировать нужные документы, скорее всего, будет невозможно. Это может произойти и в том случае, если склад древесины заблаговременно не прошел инвентаризацию и учет в ЕГАИС. Крупным источником проблем с "балансовым" подходом к контролю за оборотом древесины могут стать очень серьезные расхождения между фактическими запасами древесины на лесосеках (как в целом, так и по породам и сортиментам) и теми запасами, которые числятся в разрешительных и плановых документах, вплоть до лесных деклараций. Разница между реальными запасами древесины на лесосеке и запасами по данным лесоустройства часто исчисляется десятками процентов - как из-за изначально низкой точности таксации, так и из-за того, что ее средняя давность по стране составляет около 25 лет. Вступающий в силу с 1 марта 2022 года приказ о лесных декларациях теоретически позволяет безнаказанно указывать в них реальные объемы древесины на лесосеках. В приказе говорится, что "отклонение объема древесины, определенного при таксации лесосеки, от объема, указанного в проекте освоения лесов, не является основанием для отказа в приеме лесной декларации" (а также для отказа в приеме изменений в лесную декларацию). Но сейчас-то все арендаторы и постоянные (бессрочные) пользователи проводят рубки в соответствии с ранее поданными лесными декларациями - а раньше органы управления лесами очень внимательно смотрели, чтобы все бумажки соответствовали друг другу, а не реальности. Да и нет уже в лесном секторе стольких грамотных и опытных людей, чтобы обеспечить качественную таксацию всех лесосек. Так что на практике этот "балансовый" подход к контролю за оборотом древесины, скорее всего, не сработает, а лесопользователи, перевозчики и переработчики древесины столкнутся со множеством проблем. Скорее всего, проблемы будут еще более серьезными, чем после введения обязательных электронных сопроводительных документов на древесину с 1 января 2022 года. Разумеется, это приведет к дальнейшему снижению доступности лесоматериалов, особенно низших ценовых категорий, для населения, и к росту цен на большинство видов лесной продукции. К сохранению и бережному использованию российских лесов все это не имеет практически никакого отношения - поскольку красивая отчетность об обороте уже вывезенной из леса древесины почти никак не влияет на то, что делается в самом лесу. |
|
|
|
|